Anthora (искаженное написание английского слова amphora, что переводится на русский как амфора). Сегодня трудно себе представить горячий кофе на улице без знаменитых бумажных стаканчиков. Уличные торговцы быстро уловили что горячий напиток на вынос позволит быстрее набрать клиентуру при бешенном ритме городов, не позволяющих тратить даже минуту свободного времени на отдых. незамысловатый дизайн стаканов стал своеобразной визитной карточкой кофеен и позволил хорошо заработать Лесли Баку, который впервые вынес предложение об использовании данной тары.
Нью-Йорк в момент становления торговли
Еще в конце XIX века среди любителей горячего крепкого напитка стало популярным употреблять кофе из одноразовых бумажных стаканчиков. Большую роль в развитии популярности сыграла промышленная революция. В это время наблюдается увеличение поставок кофе, улучшаются технологии обжарки и измельчения кофейных зерен. увеличение масштабов производства продукта сделало его более доступным для широких масс населения. Кофе появился практически в любой продуктовой лавке, а кафе и рестораны предлагали своим посетителям напиток на вынос. К сожалению, в то время в качестве тары служили лишь жестяные банки. Такая тара обжигала руки, не давая насладиться незабываемым ароматом и вкусом напитка. одноразовые стаканчики, появившиеся на рынке в начале XX века, произвели фурор. В первую очередь на них была возложена главная функция – соблюдение требований элементарной гигиены.
Меньше микробов-меньше болезней
В начале XX века практически возле каждого общественного места, будь то школа, вокзал или таверна, можно было встретить баки с питьевой водой. Напиться можно было из чашек или ковшиков, которыми пользовались все. Именно это, согласно мнению профессора биологии колледжа Лафайет Элвина Дэйвисона являлось причиной большого заражения людей различными заболеваниями. его научная статья, выпущенная в 1908 году, описывает возможность передачи микробов от одного человека другому посредством использования общей посуды. Статья была напечатана во многих изданиях. после чего отделы здравоохранения многих штатов приняли решение о запрете использования общественной посуды. Однако не все были согласны носить с собой личную кружку. И как известно: спрос рождает предложение.
«Отцом» одноразовых бумажных стаканчиков считают юриста из Бостона Лоуренса Льюллена. Юридическая практика не была его единственным занятием. Изобретения стали для него своеобразным хобби, которым он занимался в надежде получить патент на свои изобретения и вместе с этим дополнительный доход. Так, в 1907 году он изобрел модель автомата для гарнированной воды, а годом позже – бумажный стакан к нему. По мнению изобретателя, одноразовая посуда позволила бы сократить очередь перед автоматом, так как следующему человеку в очереди не потребуется ждать пока освободится тара у того, кто стоит впереди. Однако, стаканчики получили широкое распространение, на которое даже не рассчитывал их изобретатель.
Первый заказ на запатентованные Льюлленом бумажные стаканы поступил в 1909 году от железнодорожной компании Lackawanna Railroad. Первый заказ был выпущен под брендом Dixie-cup (в основу названия легло имя популярной в то время куклы Дикси). Менее чем за 10 лет на бумажную тару перешло большинство предприятий американской промышленности. Большего спроса продукция смогла достичь во время эпидемии гриппа 1918-1919 года. В то время болезнь унесла жизни более 670 000 американцев. Жертв могло бы быть намного больше, если бы не использование одноразовой посуды.
Вторая жизнь
В 1960 году «амфора» появляется вновь в Нью-Йорке, хотя к тому времени производство одноразовой посуды является не новинкой. Однако Лесли Бак смог повернуть дело в свою пользую
Рожденный в 1922 году в закарпатском городке Хуст Ласло Бух, во время Второй мировой войны вместе с братом прошел концентрационные фашистские лагеря. Родителей мальчиков убили фашисты. После освобождения из концлагеря, они уезжают в США, где Ласло Бух меняет имя на более благозвучное Лесли Бак.
Несмотря на то, что у братьев отсутствовал стартовый капитал, они начинают экспортировать товары повседневного спроса из США в Европу, пытающуюся подняться из руин в послевоенный период. Не важно, откуда были взяты первоначальные средства, но получив определенный доход от торговли, братья открывают в конце 1950 года в штате Нью-Йорк производство бумажных стаканчиков. Основными заказчиками продукции в небольших партиях становится местное кафе. Однако, через насколько лет, передав в полное руководство брату Premier Cup, Лесли присоединяется к новому стартапу Sherri Cup Company, имеющему неплохие на его взгляд перспективы.
Стартом для юноши в компании стала должность менеджера по продажам. Выходя на пенсию спустя 30 лет Лесли Бак уже занимал должность директора по маркетингу корпорации. По большему счету Бак сам себе обеспечил такой карьерный рост, благодаря тому, что основная идея продаж компании лежала в задумке гениального маркетолога. На тот момент на рынке одноразовая посуда была представлена в широком ассортименте, и продавцы предлагали продукцию из пластика, так как материал считался устойчивым к температурным перепадам. Но Sherri Cup Company проявили консерватизм и выпустили на рынок продукцию, произведенную из вощеной бумаги.
Даже в те времена Нью-Йорк был одним из основных мегаполисов и бешенный ритм жизни не позволял спокойно провести время жителям за трапезой. Еда поглощалась буквально на бегу или доставлялась в конторы. большая часть заведений общепита в городе принадлежала эмигрировавшим грекам. Если к 1920 году каждое третье заведение общепита принадлежало представителям греческой диаспоры, то в 1960 году им уже не было конкурентов. Именно на ностальгии по родине эмигрантов и решил сыграть Бак. Он решил самостоятельно разработать дизайн стакана и уже в 1963 году выпустил в производство товар под брендом Anthora. Именно в названии товара было так хитро завуалировано знакомое любому греку название – амфора. Большинство объяснили ошибку в написании восточно-европейским акцентом Бака. Сам же Лесли утверждал, что именно такое название он увидел в одной из газет, описывающих археологические раскопки. Какой бы не была правда, маркетинговый ход дал ожидаемые плоды. Цветовая гамма продукции, выполненная в сине-белых тонах, напоминала греческий флаг, а шифр надписей и рисунок – древнегреческие артефакты. Компания Sherri Cup выпустила несколько вариантов продукции. На корпусе были изображены следующие арнаменты:
- амфоры;
- Парфенон;
- дискоболы.
Однако, несмотря на дизайн, слоган, выгравированный на продукции, был всегда одинаковым "Мы рады служить вам".
Ничто не вечно под луною
Грекам пришлась по душе задумка Бака и продукция уходила на «Ура». Благодаря удачному слогану, отражающему представления любого владельца кафе и ресторанов, продукция стала пользоваться успехом и у представителей других этнических групп. Стаканы можно было увидеть не только в греческих тавернах, но и в итальянских ресторанах, пиццериях, индийских кафе и других предприятиях общепита. за несколько лет производство смогло развернуться до выпуска 15 млн штук продукции в месяц. Основными заказчиками были по-прежнему предприятия Нью-Йорка. На остальной территории по-прежнему пользуется популярностью продукция, изготовленная из пластика.
Исключением является Голливуд. Кинокомпания закупала продукцию в больших объемах для съемок фильмов о Нью-Йорке. Так на пике продаж в 1994 году компания закупила более 500 млн штук стаканов. Однако, несмотря на бешенную популярность продукции, именно с этого момента можно начать отчет начала краха компании Sherri Cup.
Резкое падение спроса в первую очередь было связано с появлением на рынке новой звезды. Сеть кофейн Starbucks смогла оттеснить на второй план большее количество мелких кофеин. обострении конкуренции заставляла торговцев экономить на всем. Простые белые бумажные стаканы, производимые в большом количестве, обходились дешевле. Также на такой продукции можно было дополнительно заработать, позволяя банкам и другим предприятиям размещать рекламные объявления на белых стенках посуды. В попытках выделиться из общей массы, многие кафе стали разрабатывать собственный дизайн стаканов.
В 2005 году Sherri Cup была выкуплена ее основным конкурентом Solo Cup, производителем известных стаканчиков красного цвета, пользующихся спросом у американских студентов на вечеринках. спустя несколько лет после слияния компаний основной владелец полностью прекратил выпуск сине-белой продукции. Однако в настоящее время продукцию можно встретить очень редко, так как производится только под заказ.
Не стоит считать, что с исчезновением компании, Anthora канула в лету. Ее дизайн смог стать культовым. Согласно мнению The New York Times Anthora вошла в список «История Нью-Йорка в 50 вещах».